Бизнес-тренды 2014:

http://spherical-business.ru/post/98879530073 http://spherical-business.ru

1. Комбинированная занятость

Полдня водитель высокопоставленного начальника – полдня таксист, получающий заказы от GetTaxi, Uber или других служб. Два дня в неделю библиотекарь или преподаватель – 3 дня няня или гувернантка. Горожанам всё легче управлять своим временем – и психологически, и технически. Internet в целом и мобильные сервисы в частности помогают делиться опытом part-time работы и планировать её так, чтобы всё успевать. Целая плеяда стартапов делает деньги на этом “разделении труда”.

Стереотипы о рабочем дне и распределении времени ломаются очень быстро. Даже у работодателей. В 2013 году 23% персонала в России уже работало по модели, подразумевающей отсутствие чётких присутственных часов, и этот показатель будет только расти (см. тренд “Свобода в выборе офиса”).

2. Новое отношение к собственности

Роскошь и соревновательное потребление остались уделом нуворишей и необразованных граждан – вслед за этим меняется отношение к собственности. Средний класс в мегаполисах старается не брать кредитов, не привязываться к обязательствам, жилью. Так изменились поведенческие паттерны, к тому же это просто невыгодно. Новые ценности – сохранять мобильность, возможность изменить жизнь без бюрократических проволочек, не теряя времени.

3. Ожидание кризиса

Грядущие потрясения – отличный способ поиграть на нервах и инвесторов, и потребителей, и конкурентов. А, например, для регуляторов – прекрасный предлог устроить большую игру с отзывом лицензий у частных банков.

4. Инвестфонды не верят в посев

На прошлой неделе Аркадий Морейнис, инвестор, специализирующийся на seed-стадии, признал то, что в 2013 году поняли венчурные капиталисты, но не сказали вслух. Если перед тобой перспективный стартап с сильным предпринимательским духом – на это в первую очередь смотрят на этапе посева, – то почему, спрашивается, эти будущие Цукерберги просят $100 000? Что, они не верят в свою идею? А если верят, то почему не займут у родственников, или друзей, или банков – как Фёдор Овчинников открывал первый книжный магазин на кредит, взятый под предлогом ремонта квартиры?

В конце концов, правило фандрайзинга среди трёх F – friends, fools, family – никто не отменял, и, более того, по рынку бродят топ-менеджеры самых разных компаний, желающих вложить бонусы в перспективный бизнес. Поэтому венчурные фонды в будущем году будут смотреть на тех, кто справился с первым этапом естественного отбора, доказал жизнеспособность, показал рост аудитории, а лучше – денежного потока.

5. Массовая геймификация

Если раньше игры были частью бизнес-тренингов, а к онлайн-симуляторам прибегали лишь те компании, для которых это жизненно важно, то в 2014 году геймификация проникнет всюду. Это золотое дно для создателей игр, которые охотно инвестируют в B2B-направление. Объём подобных услуг в России исчисляется уже миллионами долларов.

Клиенты – банки, ритейл, компании, где требуется быстрое и верное принятие решений. Хотя, например, Game Insight разрабатывает игры, развивающие и стратегическое мышление. Игровые техники облегчают обучение для тех, кому больше 26 лет, – рубеж, после которого мозгу всё труднее усваивать новые знания.

6. Нашествие дронов

Тема управляемых летательных аппаратов переросла военпром и даже логистический бизнес. Дроны, которые стали более управляемыми, пригодятся и на производстве, и в сельском хозяйстве, и даже в археологии (производят 3D-съёмку местности). Они могут осваивать профессии пастуха, художника-осветителя, агронома и охранника.

Журнал Wired, чей бывший главный редактор Крис Андерсон открыл компанию, зарабатывающую на дронах, называет их главным технотрендом 2014 года, а наши коллеги из Look At Me посвятили им большой материал с фотогалереей.

7. Свобода в выборе офиса

В 2013 году модный “удалённый офис” окончательно доказал свою непригодность как универсальная модель для разных типов бизнеса. Компании, клюнувшие на снижение издержек, оказались заложниками сразу нескольких мифов.

Во-первых, далеко не все люди обладают достаточной самодисциплиной, и продуктивность падает. Во-вторых, гормоны креатива вырабатываются, когда люди очно обсуждают проблему и её решение. В-третьих, большинство наёмных сотрудников стремятся видеть друг друга, общаться и не терять коммуникативные навыки.

8. Падение биткойнов

Биткойны и их плодящиеся конкуренты, клоны и подвиды ещё какое-то время продержатся в топе новостей. Однако информационного шума недостаточно, чтобы этот денежный знак составил конкуренцию валютам, обеспеченным обязательствами государств. Либертарианцы могут возмущаться консервативностью населения Земли и его нежеланием быть свободным от карающей и милующей руки правительств, но хайп вокруг биткойнов – пример ожиданий мгновенного эффекта от изменений, которые если и принесут результат, то не быстро.

Впрочем, криптовалюты совершили первый шаг – пробили броню медиа, и теперь домохозяйки интересуются у мужей, не стоит ли часть средств перебросить с депозита в Internet-валюту. Ради эксперимента. Ведь эти красавчики из фильма о Facebook – как их, Уинклвоссы? – уже накупили биткойнов на $11 млн.

9. Медиа

Если учесть, что успех Internet-медиа, работающих по рекламной модели, зависит от размера и качества аудитории, поисковики и агрегаторы контента вроде “Рамблера” могут выбирать из этого рынка лакомые кусочки и дальше развиваться как медиакомпания. Тот же “Яндекс”, по сути, уже является ею.

Владельцы старых медиабрендов, в свою очередь, или избавляются от активов (Washington Post, Forbes), или стараются конкурировать за счёт взимания платы за контент. Пока самый эффективный способ борьбы – не полагаться на читательские пожертвования, а отгородиться от Internet-гигантов с их трафиком пейволлом, который даёт возможность сводить концы с концами или даже быть прибыльными.

10. Местный туризм

Проводить выходные и отпуска в вояжах по малым городам России, на экофермах, в гостевых домах и просто в походе с палатками – эти способы отдохнуть постепенно набирали популярность у жителей мегаполисов. Параллельно развивалась туристская инфраструктура. Такие проекты, как Никола-Ленивец, стали успешными кейсами, которые внушают оптимизм тем, кто хочет заработать на индустрии отдыха.

kTMzv4Bg5mE.jpg

Advertisements

Tags:

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: